Вторник, 17 февраля, 2026

Жизнь вопреки смерти: судьбы краковских профессоров

У всех городов, переживших нацистскую оккупацию, есть свои черные страницы истории. Одной из таких трагических дат для польского Кракова стало 6 ноября 1939 года –  день ареста профессоров Ягеллонского университета. Немецкая оккупационная администрация пригласила их на встречу, чтобы обсудить планы Третьего рейха относительно будущего высшего образования в Польше. Преподаватели пришли добровольно, полные надежды, что новая власть позволит университету продолжать свою работу. Но это оказалась страшной ловушкой, в нацистских документах она проходила, как операция “Sonderaktion Krakau”, пишет krakowyes.eu.

Истории выживания и преданности

В тот ужасный день –  6 ноября 1939 года –  нацисты арестовали 180 ученых, составлявших интеллектуальную элиту краковского общества. Собранным профессорам и преподавателям сообщили, что их депортируют в концлагерь. Уважаемым людям не предоставили ни права на объяснение, ни возможности возразить. Операция проводилась с холодной жестокостью. Ученых, среди которых было много пожилых краковчан, избивали ногами, унижали, выгоняли из аудиторий, в которых они не так давно преподавали.

Униженных и окровавленных мужчин переправили в тюремные казематы Вроцлава, а затем – в ад лагеря Заксенхаузен. Там смерть подкрадывалась по ночам – в виде голода, дрожащих от холода конечностей, побоев, сырого бетона. Зима была невыносимой: заключенные умирали не только от болезней, но и от унижений. Между тем, каждый из этих людей многое сделал для науки Кракова и всей Польши, и заслуги каждого заслуживают отдельного упоминания.

Историк права Станислав Эстрайхер

Станислав Эстрайхер (Stanisław Estreicher) – выдающийся историк права, бывший ректор Ягеллонского университета, посвятивший свою научную деятельность исследованию истории немецкого и польского права. Он изучал развитие политических и правовых доктрин, занимался библиографией и редакторской работой. Особое внимание уделял средневековой правовой культуре, в частности – судебным учреждениям и обычаям франконского происхождения. Его особенно интересовало влияние немецкого права на формирование польского в Средние века. Эстрайхер был редактором “Польской энциклопедии”, издаваемой Польской академией знаний, а также открыл и ввел в научный оборот старейший сборник привилегий и статутов Кракова, ставший ценным памятником польского права.

Психиатр Евгениуш Бжезицкий

Опытный невролог и психиатр Евгениуш Бжезицкий (Eugeniusz Brzezicki) – автор 116 научных трудов, написанных на польском, немецком и французском языках. Он охватывал широкий спектр тем: от тонкостей неврологии и исследований экстрапирамидной системы до глубоких работ в области психиатрии. Особое внимание уделял типологии личности, изучению течения шизофрении и поиску эффективных методов ее лечения. Бжезицкий даже описал редкую форму этого заболевания, при которой изменения личности, вызванные недугом, оказывались не разрушительными, а социально конструктивными. Его исследования не только обогатили психиатрическую науку, но и открыли новые горизонты в понимании сложной природы человеческого поведения.

Онколог Станислав Цеханoвский

Специалист в области онкологии Станислав Цеханoвский (Stanisław Ciechanowski) был инициатором научных исследований в сфере физического воспитания при Ягеллонском университете – сфере, которая в то время лишь начинала приобретать научное значение. Настоящим прорывом в его карьере стала в 1896 году фундаментальная работа “О гипертрофии предстательной железы”, которая была переведена на несколько языков и принесла международную славу, как выдающемуся специалисту в области урологии. Он также изучал и классифицировал онкологические заболевания, подготовил многомерный анализ причин и условий возникновения рака.

Научная деятельность Цеханoвского получила широкое признание. Он был почетным членом множества престижных учреждений: от Польской академии искусств и Варшавского медицинского общества до медицинских и натуралистических обществ Санкт-Петербурга, Праги и международных академий, борющихся с туберкулезом. Уже в преклонном возрасте, очень больной даже до ареста, после возвращения из лагеря ученый окончательно утратил силы.

Спасение для избранных

Фото: Collegium Novum Ягеллонского университета, где арестовали преподавателей

Лишь под давлением мировой общественности нацисты были вынуждены уступить. Благодаря протестам Бенито Муссолини и Ватикана, в феврале 1940 года из Заксенхаузена освободили 101 заключенного из краковских профессоров, которым было более 40 лет. Среди них оказался и профессор Станислав Цеханoвский, который, несмотря на подорванное здоровье, продолжал тайно преподавать, хотя и понимал, что каждая его лекция может стать последней. Однако в лагере еще оставалось немало специалистов – людей, привыкших изучать рецептуру лекарств, анатомию рыб, микробы или глазное дно, а им приходилось выживать на грани. Но даже в концлагере некоторые из них не предали свое призвание. В конце 1941 года нацисты отпустили из лагеря смерти и других преподавателей Кракова, которым удалось выжить.

Ректор Ягеллонского университета Генрик-Фердинанд Гоер

Этого ученого с уважением называли титаном анатомии, он был основателем польской школы сравнительной анатомии. Самого старшего узника операции “Sonderaktion Krakau” освободили в декабре 1939 года из страха перед мировым осуждением. Но и тогда Генрик-Фердинанд Гоер (Henryk-Ferdynand Hoyer) не изменил своему делу: руководил аптекой при госпитале для военнопленных в Кракове. А после войны снова преподавал –  уже на аграрном факультете.

Фармаколог Юзеф Гано

Молодой ученый, ассистент кафедры фармакологии Ягеллонского университета Юзеф Гано (Józef Hano) до Второй мировой войны изучал механизмы развития язвенной болезни. В лагере он стал врачом для заключенных, готовил лекарства из того, что уцелело среди руин цивилизации. Когда в январе 1941 года его освободили, он вернулся в Краков –  не как жертва, а как борец. В годы оккупации преподавал на подпольном фармацевтическом факультете, а после войны получил звание профессора и возглавил кафедру фармакологии Института фармакологии Польской академии наук.

Эпидемиолог Юзеф Костжевский

Коллеги описывали этого краковского профессора, как исследователя с острым умом, его знания фактически спасли мужчине жизнь. Юзеф Костжевский (Józef Kostrzewski) вышел из лагеря через три дня после ареста, поскольку нацистам срочно нужны были специалисты, способные остановить возможные эпидемии. Пан Юзеф работал в больнице святого Лазаря, спас множество жизней, а также тайно преподавал вместе со своими коллегами. После окончания Второй мировой войны он не оставил практику, продолжал работать в больнице параллельно с научной деятельностью.

Микробиолог Ксаверий Левкович

Этому ученому тоже повезло: его освободили из Заксенхаузена в феврале 1940 года. Ксаверий Левкович (Ksawery Lewkowicz) вернулся с больным сердцем и отечными ногами, но даже в таком состоянии продолжал тайно читать лекции для студентов-медиков. Еще до войны он опубликовал 96 научных работ на польском, английском, немецком и французском языках. Его первые исследования касались основ профилактики малярии, Левкович одним из первых предложил радикальный по тем временам метод лечения малярии хинином. Множество его работ было посвящено изучению эпидемического менингита, туберкулеза и ревматических заболеваний. После войны он вернулся к врачебной практике.

Разум против тирании

Краковские профессора во время войны не только выжили, но и не позволили отнять у себя самое ценное – свободу думать, творить, лечить, преподавать. За ними не шли толпы поклонников, о них не снимали телерепортажи, но каждый их шаг заслуживает признания, как ежедневный акт мужества. Их истории –  это хроники борьбы интеллекта с насилием, ставшие примером отчаянного сопротивления польских патриотов. Каждый из этих людей мог сломаться, потому что имел право на усталость. Но краковские герои выстояли. И даже за колючей проволокой не утратили себя, оставаясь выдающимися преподавателями, врачами и учеными.

.......