Вторник, 17 февраля, 2026

Оккупация Кракова и его женщины

Краков германские войска заняли в первую неделю войны. Это произошло 6 сентября 1939 года. Во время оккупации город был столицей Генерал-губернаторства. Главную площадь переименовали в площадь Адольфа Гитлера, претерпели изменения и остальные улицы Кракова, пишет krakowyes.eu.

В Королевском замке на Вавеле, на котором развевался нацистский флаг, проживал и работал Ганс Франк, который был генерал-губернатором Третьего Рейха в оккупированной Польше. На домах вывесили объявления с запретами и приказами, которые следовало непременно соблюдать.

Покорить можно необразованных

С захватом немцами Кракова жизнь его жителей очень изменилась, хотя внешне ситуация в столице генерал-губернаторства по сравнению с другими польскими городами была спокойной. Кстати, город во время немецкой оккупации мало пострадал, благодаря чему сохранились древние памятники архитектуры и искусства.

По замыслу оккупантов, покорить можно было необразованное и обедневшее население, поэтому началось уничтожение интеллигенции, переселение и немефикация территории. Немцы делали все возможное, чтобы уничтожить польскую государственность.

Враг не предвидел только того, что гордость и самоуважение жителей Кракова станут силой, которая двигала и позволяла выстоять.

Война стала испытанием для всех: как мужчин, которые на поле боя с оружием защищали страну, так и женщин, которые в борьбе с болью, страхом и отчаянием вырывали в смерти каждый день для себя и своих детей.

Проявляли изобретательность

Польские женщины всегда смотрелись элегантно. Даже война не заставила их измениться. Женщины понимали, что красота не перестала быть ценностью в глазах мужчины. Поэтому польки всегда имели красиво уложенные волосы, ухоженные руки, чистое лицо и аккуратную одежду.

Краковянкам во время оккупации приходилось проявлять изобретательность. Приобрести новую одежду было крайне сложно, поэтому мастерицы в домашних условиях, практически из подручных материалов, мастерили для себя элегантные вещи. Было время, когда ни приобрести, ни перешить старую одежду не было возможности, тогда приходилось носить протертый и залатанный наряд, но он был обязательно чистым.

Большое внимание уделялось также цвету лица и прическе. Здесь на помощь пришли давние рецепты бабушек, ведь приобрести косметику часто не было возможностей, а потому ее изготовляли своими силами. Лечится приходилось собранными травами.

Местные газеты рекламировали косметику, пищевые продукты, предметы роскоши, но доступ к этому товару могли иметь этнические немцы или фольксдойче, как еще их называли.

Ради выживания

Лишенные мужской поддержки – ведь многие из мужчин погибли, попали в плен или скрывались – женщины взяли на себя полную ответственность за обеспечение семьи всем необходимым для выживания.

Приобрести продукты питания было крайне сложно — из-за их отсутствия, высоких цен или нехватки средств. В эти тяжелые времена приходилось проявлять незаурядную изобретательность, придумывая блюда даже из несъедобных, на первый взгляд, ингредиентов. Так, готовили кофе из жареных желудей, выпекали торты без муки, сахара и яиц, изготовляли миндальный пудинг из фасоли и варили уху без рыбы.

Чтобы прокормить себя и своих близких, женщины отправлялись в опасные походы в окрестные деревни, где еще можно было раздобыть продукты. Перемещение по городу, а тем более за его пределами, было строго ограничено, поэтому женщины часто были вынуждены подделывать пропуски и документы. Достав хоть какие-то продукты, часть из них они продавали или обменивали на городских рынках.

В Кракове в то время действовали два рынка – Тандета и Клепарж, где можно было приобрести дефицитные вещи. Кроме пищевых продуктов здесь продавали вещи домашнего обихода, изготовленные собственноручно галантерейные изделия, одежду и т.д. Это были не только места торговли – это были места выживания. В то же время немцы часто устраивали облавы с обысками, проверкой документов и внезапными арестами.

Женщины и подполье

Оккупационные власти рассматривали польскую женщину как серьезную угрозу, ведь именно она, как считалось, была самой опытной и опасной среди европейских женщин по делам шпионажа, заговора и национального фанатизма.

Многие польки служили в военных формированиях как связные, занимались делопроизводством, участвовали в диверсионно-пропагандистской деятельности, а также в разведывательной и контрразведывательной работе. Впрочем, основная часть их труда происходила вне фронта — в тылу, где продолжалась ежедневная, тихая, но чрезвычайно важная борьба.

Большинство задач, которые выполняли женщины, на первый взгляд, казались незначительными, однако имели большое значение для поддержки сопротивления. Они готовили и передавали посылки для узников концлагерей, ухаживали за ранеными варшавскими повстанцами на частных квартирах Кракова, доставляли медикаменты военнопленным и обеспечивали связь между ними и их семьями. Такие действия требовали не только смелости, но и большой организованности, выдержки и самопожертвования.

Кроме того, в условиях оккупации в Кракове действовали подпольные театральные кружки, школы, политические организации – и именно женщины часто были движущей силой этих инициатив. Они организовывали уроки для детей, сохраняя образовательную систему в условиях запрета, распространяли запрещенную литературу, поддерживали моральный дух среди населения. Через культуру и образование они защищали национальную идентичность, которую пытались уничтожить оккупационные власти.

Женщины также занимались сбором разведывательной информации, укрывательством беглецов, изготовлением фальшивых документов и помощью еврейскому населению. Их вклад в борьбу был бесценным, хотя часто оставался в тени более известных боевых действий. Однако именно благодаря этому невидимому труду польское сопротивление сохранило свою устойчивость, а нация – свое достоинство.

Сами женщины часто несли кровавые потери. Оккупанты, применяя репрессии против подпольщиц, не делали никаких исключений — с ними обращались так же жестоко, как и с мужчинами. Их арестовывали, пытали во время допросов, приговаривали к смертной казни или отправляли в концлагеря, где многие не пережили бесчеловечных условий. Участие в движении сопротивления часто означало для женщины сознательное решение пожертвовать личной безопасностью, свободой, а иногда и жизнью — ради борьбы за независимость.

.......