Вторник, 17 февраля, 2026

Восстание 1944 года в Кракове, которое так и не произошло

Вторая мировая война стала нелегким испытанием жителей Кракова. Наблюдая за тем, как немецкие оккупанты наносят беспощадные удары по другим польским городам, разрушают их и пятнают кровью невинных людей, краковяне готовились отстаивать свой город, пишет сайт krakowyes.eu.

В этом материале мы расскажем об истории восстания 1944 года в Кракове, которое так и не состоялось, о том, чем эти планы сопровождались и как еще жители города демонстрировали сопротивление оккупационным властям.

Провокации оккупационных властей, которые побуждали краковян к решительным действиям

Наблюдая за происходящим во многих крупных польских городах, краковяне видели, на что способны нацисты. Столица буквально тонула в крови, известное Варшавское восстание 1944 года продемонстрировало как смелость польского народа, так и всю жестокость, на которую способны немцы. Очевидно, что именно эти кровавые истории повлияли на то, что планируемое восстание в Кракове в том же году так и не произошло. Однако начнем поначалу.

Из исторических источников известны факты о том, что своими поступками немцы провоцировали краковчан на восстание. Все началось с того, что краковский архиепископ обратился к генералу и командующему 4-й танковой армией немецких войск Йозефу Гарпе с просьбой объявить Краков «открытым городом». Это означало, что бои между вражеской и освободительной армиями должны были произойти за пределами городских стен, а сам Краков таким образом был бы сохранен от ужасных разрушений.

Понятно, что на такие условия немцы ни за что не согласились бы. Вышеупомянутый представитель нацистского войска отказал архиепископу и заверил его в том, что их военные будут защищать гражданских от возможных атак, а городскую архитектуру постараются уберечь от существенных разрушений. При этом Йозеф Гарпе пригрозил архиепископу, что в случае восстания Краков сравняют с землей. Вскоре о повстанческих идеях краковян узнал и генерал-губернатор Ганс Франк, военный преступник, которого после военных действий приговорили в Нюрнберге к смертной казни из-за повешения. Он тоже обратился к архиепископу с приказом не допустить восстания.

Провоцировали немцы жителей Кракова на восстание и тем, что творили сплошной беспредел. Город подвергался террору буквально с первых дней оккупации. В Кракове и его окрестностях регулярно происходили расстрелы (трагедия в районе Кшеславице, где убили более 2000 невинных людей). Также краковяне хорошо знали о функционировании нескольких десятков застенков в черте города, откуда даже среди бела дня можно было услышать крики замученных узников. Что уж говорить о частых облавах – в ходе одной из крупнейших на одной из городских площадей в обычный день было схвачено и арестовано 2700 человек.

Здесь следует отдать должное рациональности польских политиков и военных. Они призывали людей быть очень осторожными. В июле того же года генерал Казимеж Соснковский приказал не впадать в крайности и осторожно относиться к организации повстанческих действий, чтобы не привлечь невинных людей к плохо просчитанным акциям, которые могли бы закончиться кровавым месивом.

Повстанческие действия краковян во время оккупации города

Следовало понимать одно: для Третьего Рейха восстание было идеальным поводом для физического уничтожения польского населения или вывоза его на принудительные работы. Де-факто немцы лишь ждали случая полностью уничтожить город, и это было в их замыслах практически с самого начала. Но многочисленные провокации не сработали, хотя неповиновение и нежелание подчиняться преступному режиму воплощались из-за ряда повстанческих действий, которые реализовали краковяне в городе.

Краковяне боролись против окупантов тем, чем могли. Здесь следует упомянуть о первой польской подпольной структуре, которая была основана именно в Кракове, – общество «Белый орел», появившееся в сентябре 1939 года. Оно было создано на базе довоенных структур Военно-учебной организации стрелкового общества. Общество «Белый орел» развернуло мощную диверсионную деятельность против немецких путей снабжения, создало собственную разведку и вело пропагандистские кампании против нацистских оккупантов.

Вооруженные протесты краковчан

Кое-где повстанческие действия выходили на более высокий уровень – открытые нападения на верхушку оккупационных властей. Известны были атаки против старших офицеров немецких войск, а также легендарная история неудачной попытки убийства генерал-губернатора Ганса Франко, когда был взорван поезд, которым он ехал во Львов. Несмотря на то, что спланированная акция так и не смогла достичь поставленной цели, это показало большой дух и готовность к борьбе краковян.

Также Краков в годы Второй мировой войны был городом, в котором польское подполье производило оружие. Ее потом отправляли в лесные партизанские отряды. Хотя оружия было и не так много, как и боеприпасов, однако краковским активистам удавалось регулярно поставлять эти вещи партизанам.

Подпольные издания, печатавшиеся в Кракове во время оккупации

Борьба велась и через печатные издания. Считается, что Краков был центром польского подпольного книгопечатания. Разнообразные пропагандистские газеты, листовки, журналы печатали именно здесь, а отсюда их распространяли в разные регионы оккупированной Польши.

Biuletyn Informacyjny – одно из самых известных подпольных изданий в Кракове, которое издавалось на протяжении 1939-1944 годов. Некоторое время издания также печатали в Варшаве, описывали события Варшавского восстания (в форме дневника). Исследователи считают его наиболее тиражированным и важнейшим изданием в оккупированной Польше. Для лучшего понимания отметим, что осенью 1943 его тираж составлял 50 тысяч экземпляров.

Еще одним подпольным изданием был журнал Głos Ludu, начавший выходить в Кракове с 1939 года. Он был связан с Народной партией – польской крестьянской политической партией, которая с началом германской оккупации была расформирована и перешла в подполье.

В Кракове издавался также журнал Na Ucho – польский конспиративный журнал сатирически-юмористического характера. Его выпускали скауты, связанные с Армией Крайовой. Этот журнал был издан недолго – менее года (с ноября 1943 по апрель 1944 года). Он не был слишком популярен – тираж составлял 150-400 экземпляров.

Конспиративным был и журнал Dziennik Polski, издававшийся в Кракове на протяжении 1940-1945 годов. Он был связан с новой Демократической партией. Эта же партия издавала ряд журналов во время Второй мировой войны, в частности Myśl Społeczno-Polityczna и Nowe Drogi. Демократическая партия вела активную борьбу с оккупантами – считается, что ее активисты были главными инициаторами создания организации Жегота, которая много помогала польским евреям.

Следует понимать, что это лишь небольшая часть изданий, печатавшаяся в Польше и в частности в Кракове подпольно в те годы. Общество сопротивлялось и словом, и делом, всячески демонстрируя несогласие с действиями оккупантов.

Да, хотя планируемое восстание в Кракове в 1944 году так и не произошло, однако горожане всячески сопротивлялись оккупационным властям. Изготовление оружия, партизанская деятельность, распространение антинацистских журналов – все это свидетельствует о сильном духе несгибаемых краковян. Как знать, чем могло бы обернуться вероятное восстание и как оно могло повлиять на ход польской истории.

.......